Автор

Предназначен для: руководителей, специалистов и всех тех, кто стремится овладеть умением эффективного взаимодействия с людьми.

Посвящен формированию, развитию и закреплению навыков и умений эффективного общения вличных и деловых отношениях.                                             

                                                                                                                

 

Влияние характера детско-родительских отношений

Влияние характера детско-родительских отношений на эмоциональную сферу детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей.

 

Семья  - как единая система, все компоненты которой тесно взаимосвязаны друг с другом, включает в себя ряд подсистем: супружескую, детско-родительскую, а также расширенную подсистему, в которую входят все члены семьи. Компонентами семьи являются взаимоотношения всех членов семьи. Изменение одного компонента ведет к изменению других.

 

Актуальность нашего исследования заключается в том, что в настоящее время в России распадается до 80% браков (по некоторым данным на 1 тыс. населения приходится 4.3 разводов).

 

Влияние развода на всю семью в целом, как на родителей, так и на детей отмечается  многими авторами (Г.Фигдор, Д.Видра, Ю. Валлерштейн, В. Сатир, Г.Т. Хоментаускас, А.С. Спиваковская). Однако теории изучающие влияние характера детско-родительских отношений на эмоциональную сферу детей, переживших развод в семье, требуют дополнительных эмпирических исследований. 

 

Основой нашего исследования является тезис:

Семья  - как единая система, все компоненты которой тесно взаимосвязаны друг с другом, включает в себя ряд подсистем: супружескую, детско-родительскую, а также расширенную подсистему, в которую входят все члены семьи. Компонентами семьи являются взаимоотношения всех членов семьи. Изменение одного компонента ведет к изменению других  (Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис). Таким образом, изменение супружеской подсистемы ведет к изменению детско-родительской подсистемы. 

 

Развод представляет собой структурную деформацию семьи, которая подразумевает нарушение ее структурной целостности, приводит к изменению взаимоотношений родителей между собой и отражается на детско-родительских отношениях (В.Сатир)

 

Зная то, что связь между родителями и детьми является наиболее прочной из всех видов связей, которые устанавливаются между людьми можно предположить, что развод является стрессом, как для родителей, так и для детей (Видра Д.)

 

Проблема исследования – как влияет характер детско-родительских отношений на эмоциональную сферу детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей.

 

 Объектом нашего исследования выступает эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста.

 

Предметом является влияние характера детско-родительских отношений на эмоциональную сферу детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей.   

 

Центральная гипотеза исследования: существуют психологические особенности влияния детско-родительских отношений на эмоциональную сферу детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей.

 

Дополнительные гипотезы:

Эмоциональная сфера детей, переживших развод родителей, характеризуется повышенным уровнем тревожности и агрессивности.

Детско-родительские отношения в семьях с разводом отличаются дисгармоничным характером.

 

Целью исследования является изучение механизма влияния внутрисемейной ситуации и детско-родительских отношений на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

 

Теоретической основой данного исследования выступили работы: Э.Г.Эйдемиллера, А.Я.Варга, В.Сатир, В.Юстицкис, А.С.Спиваковской, И.С.Кон, С.Минухина (теория семейных и детско-родительских отношений), Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.С.Мухина, Г.А.Цукерман (психологические особенности младшего школьного возраста).  

 

Для решения поставленной задачи и проверки исходной гипотезы были использованы следующие методики: тест Филлипса (выявление уровня тревожности у детей); проективная методика «Несуществующее животное» (выявление уровня агрессивности и тревожности); тест Рене-Жиля и проективная методика «Семья животных» (изучение детско-родительских отношений). 

 

В исследовании приняли участие 74 ребёнка в возрасте от 8 до 10 лет.  Экспериментальная группа была представлена детьми, проживающими в семьях с разведенными родителями, а контрольная – детьми, проживающими в полных семьях.

 

В настоящей статье нами будет представлен анализ особенностей характера детско-родительских отношений в полных семьях и семьях с разводом (тест Рене Жиля, проективная методика «Семья животных»).

 

В рамках проективной методики «Семья животных» нами были рассмотрены следующие компоненты: уровень эмоциональной близости ребёнка к родителям, наличие сотрудничества в семье, принятие ребёнка родителями.

 

В группе детей, переживших развод родителей, отмечаются значительно более низкие значения по уровню эмоциональной близости, наличию сотрудничества, принятию ребёнка родителями, чем в группе детей из полных семей. Полученные особенности можно объяснить тем, что ситуация развода является стрессогенным фактором, оказывающим влияние на всех членов семейной системы. Нарушения в супружеских отношениях часто влекут за собой изменения детско-родительских отношений. Часто родители в  послеразводный период чувствуют свою неспособность дать поддержку ребёнку, что может отражаться на эмоциональной близости между ними, приводя к её нарушению.

 

Изучение особенностей характера детско-родительских отношений в семьях с разводом было проведено нами также с помощью методики Рене Жиля (шкалы: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к матери и отцу как родительской чете).

 

Высокие показатели по указанным шкалам в группе детей, переживших развод родителей,  можно объяснить повышенным уровнем тревожности, имеющим место во взаимоотношениях с родителями. В ситуации развода у детей также помимо  чувства вины, замешательства и тревоги часто возникает страх разлуки с родителями, на фоне которого может развиться повышенная зависимость ребёнка от родителей. Нами было отмечено значительное преобладание значений по шкале «отношение к отцу» по сравнению с другими шкалами (экспериментальная группа). Такое повышение можно объяснить развитием у детей страха, потерять отца. Так как чаще всего после развода дети остаются с матерью. Высокие показатели по шкале «отношение к матери и отцу как родительской чете, могут объясняться тем, что от всех других видов разлуки развод отличается окончательностью, безвозвратностью и необратимостью изменившихся жизненных обстоятельств. Для  ребёнка расставание родителей — это трагедия, связанная с разрушением привычной среды обитания.

 

Эмоциональная сфера ребёнка, пережившего развод родителей, характеризуется повышенным уровнем личностной тревожности, частым возникновением страха разлуки с родителями, на фоне которого может развиться повышенная зависимость ребёнка от родителей. Причём, при увеличении эмоциональной и физической дистанции  с  родителями уровень тревожности у ребёнка возрастает, вследствие преобладания страха потери родителей. Ребёнок стремится всеми силами соединить родителей. В методике Рене Жиля это стремление проявляется в желании занимать место между родителями или выбрать из предложенных вариантов расположения себя в пространстве место рядом с родителями. Кроме того в группе детей, переживших развод родителей, отмечаются более низкие значения по уровню эмоциональной близости, наличию сотрудничества в семье, принятию ребёнка родителями, чем в группе детей, проживающих в полных семьях. 

 

Результаты проведённого экспериментального исследования подтверждают выдвинутые нами гипотезы о существовании психологических особенностей влияния детско-родительских отношений на эмоциональную сферу детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей. И гипотезу о том, что взаимоотношения с родителями и ситуация развода влияют на эмоциональную сферу ребенка, а именно, при благоприятном характере взаимоотношений с родителями уровень тревожности и агрессивности будет значительно ниже, чем при неблагоприятном. Обнаружены значимые различия  по особенностям эмоциональной сферы при сравнении групп детей из семей с разводом и детей, воспитывающихся в полных семьях. Эмоциональная сфера детей, переживших развод родителей, характеризуется следующими особенностями: высокие показатели уровня  тревожности и агрессивности,  школьной тревожности, уровня переживания социального стресса, физиологической сопротивляемости стрессу, частым возникновением страха разлуки с родителями, на фоне которого может развиться повышенная зависимость ребёнка от родителей.

 

Необходимо отметить, что ситуация развода является стрессогенным фактором, оказывающим влияние на всех членов семейной системы. Нарушения в супружеских отношениях влекут за собой изменения детско-родительских отношений. Особенности детско-родительских отношений в семьях с разводом характеризуются уменьшением эмоциональной близости, снижением степени принятия  ребёнка, снижением способности к сотрудничеству, повышением тревоги в отношениях, страхом разлуки, большей зависимостью от родителей.

 

Влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу детей, переживших развод, также носит специфический характер: ситуация развода является более значимым фактором, влияющим на эмоциональную сферу ребёнка, при  котором семья может выступить либо буфером, либо дополнительным фактором риска в нарушении эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста.

 

Симоненко И.А., Кузнецова С.И.

 


Только зарегестрированные пользователи могут добавлять комментарии

Психологический центр доверие Вконтакте Психологический центр доверие Одноклассники Психологический центр доверие FaceBook