Автор

Несмотря на почти полувековую историю, семейная психотерапия и семейное консультирование в нашей стране остаётся сравнительно молодой областью психологической практики. Опыт западных специалистов, работающих с семьями, далеко не всегда можно перенести на российскую почву, поэтому работа семейного психолога в России имеет свою специфику.

Качество привязанности ребенка к матери...

УДК: 159.922.736:364.266

Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии Курского Государственного Университета  И.А. Симоненко.

          Курский государственный медицинский университет.

 Кафедра общей и клинической психологии,

г. Курск, Россия

 

 

 

Качество привязанности ребенка к матери как фактор развития психосоматических расстройств у детей.

The quality of the child's attachment to his mother as a factor of development of psychosomatic disorders in children.

 

 

 

В современной науке, изучающей человека все более заметны тенденции в сторону интеграции различных сфер познания в единую целостную картину, описывающую свой предмет изучения. Медицинская наука, развивающая на протяжении достаточно продолжительного времени диалог о границах психосоматики, все более приближается к целостному психосоматическому взгляду на человека, в рамках которого, уже не столько очерчивается круг психосоматических расстройств, сколько изучается соотношение и характер взаимовлияния психологического и соматического здоровья человека.  Этот взгляд, с нашей точки зрения, еще более адекватен при изучении ребенка, в силу его слабой дифференциации психического и соматического. И хотя в современной медицинской психологии выработано достаточное количество теорий и практических технологий психологической помощи детям с психосоматическими расстройствами, в практическом здравоохранении только начинает появляться система такой помощи. На фоне растущего количества числа заболеваемости и снижения возраста манифестации психосоматических расстройств, настоящая тема является одной из актуальных как для современной науки, так и для практического здравоохранения.

 

В результате многолетних исследований подверженности детей и подростков заболеваниям, роли психологических и социальных вредностей в возникновении, провоцировании, формировании клинических проявлений, течения и исхода психосоматических расстройств, а также особенностей личности этих больных, их реакций на болезнь, жизненных ситуаций, возникающих в связи с заболеваниями, были сформулированы концепции о механизмах развития психосоматических расстройств. К психосоматической медицине относятся работы Ф.Александера, В.Бройтигама, В.Д.Менделевича, Б.Д.Карвасарского, С.А.Кулакова[6], Д.Н.Исаева[5] и многих других. Интегрируются существующие теорий и рассматриваются психологические особенности, взаимосвязанные с возникновением того или иного заболеваний на разных периодах жизни.

 

Анализ психосоматического симптома, как результата нарушения отношений в диаде мать-ребенок, ранее всего рассматривался в теории объектных отношений (М.Кляйн, Р.Фейрберн, Д.В. Винникот, О.Ф. Кернберг), многими авторами отмечается влияние детско-родительских отношений на развитие психосоматичских нарушений у детей и подростков ( Э.Г. Эйдемиллер Д.Н.Исаев, Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко, М.П. Билецкая). Теория привязанности, активно развивающаяся как в теоретической, так и в практической современной психологии, экспериментально подтверждает влияние ранних эмоциональных связей в первичной диаде на многие аспекты развития личности ребенка и подростка. (П. Криттенден, К.Х. Бриш, Р.Ж. Мухаммедрахимов и др.) Однако ее «вклад» в развитие психосоматической симптоматики в отечественной психологии нуждается в дальнейшем осмыслении.

 

Более чем десятилетние исследования психологических факторов психосоматических расстройств у детей, ведущиеся на кафедре общей и клинической психологии КГМУ, позволили сформулировать теоретические положения и экспериментальные обоснования, которые и будут представлены в настоящей статье, ранней привязанности как  фактора  развития  психосоматических расстройств у детей.

 

Основной целью нашего исследования является изучение привязанности как фактора развития психосоматических расстройств у детей.

 

Задачи исследования:

  1. Теоретически обосновать влияние качества привязанности на развитие психосоматических расстройств у детей;
  2. Изучить взаимосвязь качества привязанности с наличием психосоматических  расстройств у детей;
  3. Исследование особенностей взаимосвязи качества привязанности и наличия психосоматического расстройства у детей на различных возрастных периодах.    

 

Понятие привязанности в психологию ввел Д. Боулби [2]. В своих работах он исследовал феноменологию привязанности, ее развитие у различных видов живых систем, в том числе и у человека. Кроме этого он объяснил механизм формирования эмоционально – положительного отношения ребенка к матери. «Привязанность – это подвид эмо­циональной связи, в которой чувство безопасности человека связано с отноше­ниями» [2. С. 482]. М. Эйнсворт в своих работах указывала на существование различных типов привязанности, описывающих различное её качество, а именно: надежный, тревожно – избегающий, симбиотический или амбивалентный. Позже исследователи выделили еще один вид ненадежной привязанности, и назвали его дезорганизованным. Согласно взглядам Д. Боулби, М. Эйнсворт, М. И. Лисиной, А. Реана, качество эмоциональной связи с матерью  оказывает одно из определяющих значений на развитие чувства безопасности, доверия, способности к сепарации ребенка, которые поддерживают все дальнейшие аспекты психиче­ского развития. Привязанность базируется на внутреннем неосознаваемом опыте ребенка эмоциональной связи с матерью, дающей ощущение близости, безопасности, надежности отношений.

 

Осмысливая современные теоретические и экспериментальные работы по привязанности, мы можем выделить некоторые положения тесно связанные с  уже описанными  психологическими механизмами развития  психосоматических расстройств.

 

Первое из них опирается на сам процесс развития привязанности и её связь с эмоциональным научением ребенка.

 

Способность матери в достаточном количестве и чутко откликаться на потребности ребенка лежит в основе формирования надежной эмоциональной связи. Успешное замыкание кольца удовлетворения потребности ребенка связано со способностью матери прийти к «оптимальному диапазону стимуляции», «с достаточной чувствительностью соотнося такие параметры как степень возбуждения и количество вариаций с уровнем возбуждения  младенца в этот момент» [7,стр. 93]. Такое качество стимуляции матери лежит в основе развивающейся тенденции психики младенца, упорядочивать мир постоянно находя инварианты.  Это упорядочивание касается и внутреннего аффективного мира младенца. Таким образом, надежная привязанность влияет на способность ребенка различать  качество телесных ощущений и  эмоций в своем внутреннем мире и распознавать эмоциональные состояния партнера по коммуникации. Нарушение процесса формирования надежной привязанности препятствует выше описанному эмоциональному научению, формируя алекситимию, классически рассматриваемую в современной психологии как риск развития психосоматических нарушений. Настоящий вывод был подтвержден  нашими исследованиями детей воспитывающихся в детских домах и имеющих нарушения привязанности. Все они с высокой долей вероятности отличались от детей, воспитывающихся в семье по уровню развития  социальных переживаний, представлений об эмоциях, способности отражать эмоциональные эталоны противоположных модальностей. Мы также можем найти подобные описания развития личности детей сирот в работах  А.М. Прихожан, А.М. Толстых.

 

Второе положение, описывающее механизм развития психосоматических расстройств у детей с нарушениями привязанности звучит следующим образом: качество привязанности взаимосвязано со способностью детей адаптироваться к новым социальным условиям, у детей с ненадежной привязанностью существует повышенный риск реагировать соматически на трудности при вхождении в новую социальную среду.

 

  «Привязанность – это набор видов поведения младенца, мотивационная система, отношения между матерью и младенцем, теоретический конструкт и субъективный опыт младенца в форме «рабочей модели» [7 стр. 39]  которая разворачивается в новых социальных контактах ребенка, и влияет на процесс вхождения в новые социальные среды. Наши исследования (М.А.Василенко[4], И.А.Симоненко[9]) подтверждают эту взаимосвязь при адаптации детей к детскому саду и школе. Причем в более раннем возрасте она особенно очевидна, однако и при вхождении ребенка в школьную среду влияние качества привязанности остается значимым. В рамках этих исследований мы наблюдали 2-3х летних детей в первый год адаптации к детскому саду. Дети с ненадежной привязанностью болели значимо чаще детей с надежной связью с матерью. Так, А.С. Кулаков пишет «психосоматическим расстройствам нередко предшествуют нарушения психологической адаптации, которые выявляются за несколько лет до появления симптомов  и могут служить их запускающим механизмом» [5стр.6]. С нашей точки зрения, нарушения привязанности свидетельствуют о нарушении психологической адаптации ребенка к первой его социальной среде в первичной диаде. Исследования показывают, что и на эти нарушения младенцы реагируют соматической симптоматикой [8], и одновременно они ведут к трудностям в последующих психологических адаптациях. Таким образом, нарушение привязанности является фактором риска развития психосоматических расстройств у детей в процессе адаптации к новым социальным средам.

 

      Третье положение описывает нейробиологический  механизм взаимосвязи качества привязанности и стрессоустойчивости личности.. Современные исследования описывающие влияние раннего контакта и развивающейся привязанности на особенности нейробиологических процессов в головном мозге ребенка показывают, что отношения матери и младенца не только определяют уровень стресса, в котором находится младенец, но и надолго формируют пластичную часть гена ребенка, которая на длительное время определяет характер реагирования (прежде всего на социальные стимулы) на нейробиологическом уровне [1],[2].  «Исследования Майка Мини показывают, что люди, у которых пережит в раннем возрасте опыт недостатка внимания и связей породил повышенную готовность к проявлению страха и стресса, чаще других страдают от стресса [1,стр 41]. Опыт надежной привязанности в раннем детстве является фактором защиты в виде повышенной стрессоустойчивости, готовности и «настроенности генов» даже при незначительной положительной стимуляции к выработке  нейромедиатора окситоцина, который не только способствует    возникновению и укреплению привязанности  и доверия в новых социальных связях, но и «обеспечивает физическое и психическое расслабление, снижает кровяное давление, подавляет центры страха и способна (эта маленькая молекула) успокаивать системы биологического стресса» [1, стр 33]. Доверие и надежность в ранней привязанности связаны со способностью человека переносить стресс.

 

Подытоживая вышеизложенные положения мы можем сказать, что качество привязанности, влияя на уровень стрессоустойчивости, алекситимии и способности к социальной адаптации является фактором развития психосоматических нарушений у детей.

 

Перейдем к описанию экспериментальных исследований, подтверждающих наши теоретические выводы. На некоторые из них мы лишь сошлемся, в связи с тем, что они были ранее опубликованы [4],[8],[9]. Изучая ранний контакт матери и младенца, мы установили, что существуют различные типы контакта матери и младенца 3-4 месяцев. В складывающейся эмоциональной связи на изучаемом возрастном этапе мы можем выделить паттерны взаимодействия в диаде, развивающиеся по типу надежной, тревожно-избегающей и амбивалентой привязанности. У детей с неблагоприятным контактом в диаде мать-ребенок 3-4 месяцев  наблюдаются сомато – вегетативные  реакции в виде психосоматических расстройств – прежде всего системы пищеварения. Наиболее частым является младенческая колика. В исследовании привязанности детей 2-3 и 4-5 лет мы выявили связь изучаемого явления со способность детей адаптироваться к новым социальным условиям, и склонность детей с ненадежной привязанностью реагировать соматически на трудности при вхождении в новую социальную среду.

 

Представим исследования целью которого стало изучение взаимосвязи качества привязанности в диаде мать–ребенок с наличием психосоматического расстройства у детей (на примере расстройств желудочно – кишечного  тракта).

 

Гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что нарушение привязанности взаимосвязано с наличием психосоматического заболевания у детей.

   

 В исследовании приняло участие 50 детей в возрасте 7-10 лет, которые били единственными детьми в полных семьях.  Выборка состояла из детей, находящихся на стационарном лечении в областной детской клинической больнице г. Курска, в отделении №2 (гастроэнтерологии и кардиологии), а также здоровых детей, посещающих МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22». В экспериментальную группу вошли 27 детей с психосоматической патологией желудочно-кишечного тракта (хронический гастродуоденит ХГД, язвенная болезнь желудка ЯБЖ), в контрольную группу 23 здоровых ребенка того же возраста.

 

В психодиагностический пакет исследования вошли: шкала К.Кернс на определение надежности привязанности ребенка к родителям. Настоящая шкала разработана с целью оценивания привязанности детей к матери, субъективного восприятия надежности и защищенности в своих взаимоотношениях с ней. Методика Рене Жиля и цветовой тест отношений (ЦТО), как дополнительные методики диагностирующие наиболее значимые взаимоотношения у детей.

 

В качестве методов статистической обработки мы использовали  U-критерий Манна-Уитни, Н критерий Крусскала – Уоллиса и  критерий Фишера.  Расчеты проводились с помощью статистического пакета STATISTICA 8.0, с использованием критерия Kruskal — Wallis ANOVA , а также описательных статистик (мода, медиана, стандартное отклонение).

 

Перейдем к обсуждению результатов исследования.

 

В связи с возможностями методики по диагностике качества привязанности всю выборку испытуемых мы смогли разделить на группу детей с надежной и ненадежной привязанностью. Сравнение контрольной и экспериментальной группы по распространенности изучаемого феномена представлены в гистограмме №1. Анализ частоты встречаемости надежной и ненадежной привязанности среди групп здоровых младших школьников и детей с психосоматическим заболеванием с помощью φ*-критерия Фишера показал, что различия по типу привязанности у больных и здоровых младших школьников присутствует на уровне достоверных различий (р=0,01).

 

Гистограмма №1. Частота встречаемости надежной и ненадежной привязанности в экспериментальной и контрольной группах детей по  методике К.Кернс.

 

 

 

Поскольку привязанность онтогенетически является более ранним образованием, мы предполагаем, что качество ее надежности является фактором, влияющим на развитие психосоматических расстройств у детей. Наши предположения подтверждаются и в дополнительных исследованиях характера наиболее значимых отношений у детей экспериментальной и контрольной группы. 

 

Для оценки системы значимых отношений с помощью ЦТО нами были выбраны основные значимые лица (мама, папа, друг), а также сам ребенок. Помимо этого мы планировали исследовать отношения к базовым чувствам (радость, грусть, злость, страх, интерес).

 

Сравнивая различия в экспериментальной и контрольной группах по критерию U Манна-Уитни, можно отметить наличие достоверных различий в показателе уровня тревожности в отношении матери у больных и здоровых детей (р=0,0001). Это говорит о том, что психосоматическое расстройство взаимосвязано с наличием тревоги в отношениях с матерью. Хроническое наличие тревоги в отношениях с самым близким для ребенка человеком, быстро дезорганизует и истощает ресурсы организма, что может стать благоприятной почвой для развития заболевания. В отношении отца подобных различий у больных и здоровых младших школьников получено не было.

 

Таблица № 2. Средние значения  уровня тревожности в системе значимых отношений (по ЦТО)

 

 

U

p-level

Minimum

Maximum

Эксперимен-тальная

группа

Контроль-

ная. группа

Мама

116,5

0,0001*

1,0000

12,0000

6,7666

3,8809

Папа

296,5

0,7562

0,0000

10,0000

3,3647

3,0412

Друг

253

0,2483

1,0000

11,0000

4,3248

3,5645

Я

197

0,025*

0,0000

12,0000

6,1232

4,8827

Радость

263,5

0,3417

1,0000

8,0000

3,6300

3,9236

Злость

199

0,027*

2,0000

11,0000

7,6000

6,2400

Страх

180

0,0101*

4,0000

11,0000

9,2400

7,7600

Интерес

294,5

0,7269

0,0000

11,0000

3,7634

4,0400

Грусть

236

0,1377

0,0000

11,0000

7,8135

6,4227

* уровень различия, достигший достоверного уровня значимости

 

 

Данные таблицы №2 показывают, что значимые различия по уровню тревоги в контрольной и экспериментальной группах присутствуют в отношении матери, себя (р=0,025), чувств страха (р=0,0101) и злости (р=0,027). Что также подтверждается ранее проведенными исследованиями (Василенко, другие по самооценке) и теоретическими положениями в которых нарушения первичной привязанности связывается с чувствами страха и агрессии и а также нарушением самооценки у детей.  

 

Сравнивая предпочтения в выборе значимых отношений здоровых детей младшего школьного возраста и детей, страдающих психосоматическими заболеваниями c помощью методики Р.Жиля мы получили (используя критерий φ*-Фишера) различия по отношению к матери (р=0,001), к бабушке и дедушке (р=0,002) , братьям и сестрам (р=0,001). Очевидно, что дисгармония отношений мать-ребенок является стрессовым фактором, связанным с возникновением психосоматического заболевания. Отказ детей от выбора матери говорит о напряжении в отношениях с ней, нарушения эмоциональной связи.

 

Более частый выбор бабушек и дедушек детьми с заболеванием также говорит о том, в родительских отношениях присутствует напряжение, снижение которого возможно с помощью других близких связей. Недостаток взаимопонимания в отношениях с мамой дети с заболеванием также выражали тем, что чаще предпочитали выбирать братьев и сестер.  Поскольку в  исследовании участвовали  только единственные дети в семье, подобный выбор детей говорит либо о потребности в близких отношениях, которые они проецируют на возможные отношения с братьями и сестрами, либо о наличии таких отношений, но уже в расширенной семье.

 

Интересными для нас были и различия в исследуемых группах, связанные с предпочтением мамы и папы как родительской четы (р=0,043). Из полученных результатов мы видим, что младшие школьники с наличием психосоматического заболевания воспринимают семью более фрагментарно, не относясь к семье как к чему-то целостному, в отличие от их здоровых сверстников.  Полученные результаты мы можем объяснить тем, что по некоторым данным (К.Х. Бриш, П. Криттенден, Лэсли Б. Кэйдис, Рут МакКлендон) репрезинтативная рабочая модель привязанности матери с высокой долей вероятности  разворачивается как в её отношениях с ребенком, так и в супружеских отношениях, а нарушение супружеских отношений может блокировать способность матери строить надежную связь с ребенком. Но описанная связь характера супружеских отношений и надежности эмоциональной связи в отношениях мать – ребенок  нуждается в дальнейшем исследовании.  

 

Подводя итоги, мы можем сделать следующие выводы:

  1. Современное теоретическое обобщения этиологии процесса нарушения привязанности, экспериментальные исследования влияния привязанности на развитие личности ребенка, позволяют утверждать, что качество привязанности влияя на уровень стрессоустойчивости, алекситимии и способности к социальной адаптации, является фактором развития психосоматических нарушений у детей.
  2. Результаты представленных исследований показывают, что существует взаимосвязь между качеством привязанности  и наличием психосоматического заболевания у детей.
  3. Описанную взаимосвязь мы обнаруживаем еще на этапе формирования привязанности. В наблюдаемых нами нарушениях контакта матери и младенца прослеживаются паттерны нарушений привязанности. У детей с нарушениями процесса формирования привязанности  наблюдаются сомато-вегетативные реакции в виде психосоматических расстройств – прежде всего системы пищеварения.
  4. В исследовании привязанности детей 2-3 и 4-5 лет мы выявили связь изучаемого феномена со способность детей адаптироваться к новым социальным условиям, и склонность детей с ненадежной привязанностью реагировать психосоматическими расстройствами на трудности при вхождении в новую социальную среду.
  5. Существует взаимосвязь нарушения привязанности с наличием      психосоматического расстройства ЖКТ у детей младшего школьного возраста.

 

 

Список литературы

  1. Бауэр И. Принцип человечности: Почему мы по своей природе склонны к кооперации/ Пер. с нем. И. Тарасовой. СПб.: Издательство Вернера Регена, 2009.-152с.
  2. Боулби Дж. Привязанность. - М.: Академический проект, 2003 – с. 447.
  3. Бриш К.Х. Терапия нарушения привязанности: от теории к практике. Пер.с нем.-М.: Когито-Центр, 2012.-316с.
  4. Василенко М.А. Привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации. Дисс. … канд.пс. наук, 19.00.05  Курск 2011-232с. 
  5. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. -  СПб.: Речь, 2005. — 400 с.
  6. Кулаков С.А. Психосоматика. – СПб.: Речь, 2010. –т 320с.
  7. Стерн Д.Н.  Межличностный мир ребенка: взгляд с точки зрения психоанализа и психологии развития - Спб.: Восточно – Европейский институт психоанализа, - 2006 – с. 376.
  8. Симоненко И.А. Взаимосвязь качества контакта матери и младенца 3-4            месяцев  с ранними психосоматическими нарушениями « Здоровье семьи – 21век», электронное периодическое издание ISSN 2077-2548 Пермь,4 (4) 2012
  9. Симоненко И.А. Изучение привязанности и ее влияния на психическое развитие детей раннего детского возраста.// Российский научный журнал. 20011 г., №5 с.177-183.

 


Психологический центр доверие Вконтакте Психологический центр доверие Одноклассники Психологический центр доверие FaceBook