Автор

     О специфике психологической терапии и о том, какую помощь можно получить, обратившись к психологу, рассказывает психотерапевт Психологического цен­тра «Лик» при Московском государственном социальном университете, доцент МГСУ Игорь Иванович ПАШИН (2001-2002 гг.)

Идем в школу!?

Ну вот, и ваш, еще вчера маленький малыш, а сегодня гордый обладатель школьного ранца, начинает свое первое, такое важное и ответственное дело в жизни. И это он хорошо понимает, нет, скорее чувствует, наблюдая как волнуются родители, бабушки и дедушки, как внимательно они относятся ко всему, что касается поступления в это «общественное заведение». А волнения вполне понятны, ведь от того насколько уверенно освоит ребенок эту новую для него ситуацию, насколько успешным он себя там будет чувствовать, зависит формирование очень важного качества личности, которое, зачастую, сохраняется еще долгие годы, а именно: чувство собственной компетенции, состоятельности, успешности.

 

Поступление в школу для ребенка – это стресс!

 

Представьте только: новое помещение, огромное!!! Огромное количество незнакомых людей, новый режим дня, новые требования, новые занятия, и еще очень много непривычного. В этот период резко (до 50 %) снижается двигательная активность детей. А это один из снятия психологического напряжения, которое теперь с одной стороны нарастает, а с другой – не находит привычного способа разрядки. Вот почему мы так часто наблюдаем орущих и несущихся сломя голову школьников на перемене. В этот период медики отмечают снижение веса детей, частые простуды, обострения хронических заболеваний.

 

Предполагаю, что такая, не очень то радужная перспектива, может несколько напугать. Однако, детская психика чрезвычайно пластична, жизнестойка и при нормальном стечении обстоятельств (а о них мы поговорим далее) в течении месяца – полутора ребенок адаптируется к школе и вполне готов, уже в привычном режиме продолжать свое развитие.

 

Что же мы взрослые можем сделать, чтобы процесс адаптации к школе прошел успешно и с меньшими потерями?

 

Прежде всего, стоит помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья ребенка, необходимых ему всегда и особенно важных в данный период. Соблюдение режима дня, сон не менее 10 часов в сутки, лучше с небольшим дневным. Полноценное питание, физическая зарядка, которая может несколько восполнить недостаток движения и снять психическое напряжение. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день, поскольку телевидение несет дополнительную информационную нагрузку, зачастую на и так переполненную информацией психику ребенка. Хорошо восстанавливает эмоциональное благополучие ребенка длительные до 2 часов прогулки на свежем воздухе. Причем не в магазине или на рынке, где поток раздражителей чрезвычайно велик и после таких «прогулок» самочувствие только ухудшается, а где - то на природе, в парке, в лесу, у реки или хотя бы в маленьком скверике.

 

И несмотря на все усилия в этот период очень вероятны переутомления.

 

Если у ребенка появляются частые головные боли, или беспричинные доли в животе, нарушается сон, а утром он чувствует себя усталым, если его эмоциональное состояние очень неустойчиво – то слезы, то смех, или он резко изменился – был веселым балагуром, а стал вялым и безрадостным, или наоборот - все это может говорить о том, что произошло переутомление.

 

Что же делать, если появились первые трудности?

 

Прежде всего не бить «лежачего». Ведь все дети приходя в школу хотят учиться хорошо. И только общими «усилиями» мы можем отбить у них эту охоту. Ребенок ждет от Вас спокойной помощи, а не новых упреков. Будьте щедры на похвалы, ему сейчас это очень важно. А вот когда нужно сделать какое - то замечание, оно должно быть вполне конкретным и не должно касаться личности ребенка. Не ты – неряха, а вот здесь у тебя в тетради беспорядок.

 

Не делайте больше одного замечания в минуту. Высказывания типа: «опять портфель бросил, форму не сложил, в тетрадях что, мусорное ведро опять не вынес…» приведут к тому, что ребенок перестанет Вас слышать и станет неуправляемым.

 

Сравнивать успехи можно только самого ребенка с ним же самим ранее. Сравнивая с другими детьми, ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.

 

И конечно же отдельный разговор об отметках. Хотя сейчас в первом классе отметки не ставят, однако «солнышки» и «тучки» причитываются детьми и родителями очень скоро. И так же скоро школьные отметки становятся мерилом ценности ребенка вообще. Это наши отличники, а это наши троешники. Хорошо если родители не попадут под власть стереотипа школьной отметки, например как мама знаменитого физика Т. Эдисона, которого в школе признали умственно неполноценным. Она продолжила образование сына дома, и в последствии он изменил многие научные преставлении. И. Ньютон, например, получал двойки по физике. Многие выдающиеся художники, поэты, политики и просто хорошие люди не могут похвастаться выдающимися успехами в школе.

 

Причина этому были наверняка разные, а вот что их объединяло, так это то, что рядом оказался взрослый, который верил в них и тем самым помог раскрыться многим способностям.

 

Вера в ребенка близких - один из основных источников его развития.

 

Дети в этом возрасте пленники своих эмоций. Если настроение хорошее, то все получается, если для этого силы, а вот если наоборот…, в период адаптации очень важно общая атмосфера в семье. Найти в себе силы быть более устойчивым помогут маленькие семейные праздники, или небольшие сюрпризы. И для этого не обязательно какие – то поездки или дорогие подарки. Достаточно, чтобы в этих приятных мелочах было душевное тепло и ощущение эмоциональной поддержки в семье. А вот наблюдение за ссорой родителей может надолго выбить ребенка из колеи и не дать возможность сконцентрироваться на учебе.

 

Уважаемые родители!

 

Прочитав так много рекомендаций и советов вполне вероятно, что некоторые из Вас подумают: «Как много нужно сделать. А вот я иногда не сдерживаюсь и кричу, да и в семье ссоры бывают. А вот тогда…и тогда… я был таким нетерпеливым со своим ребенком! И как быть с этим?».

 

Прежде всего понять, что каждый человек имеет право на ошибку. И когда признаешь это право за собой и за своим ребенком, становится как – то спокойнее на душе, изматывающее самообвинения стихают, и появляется сила и желание снова и снова строить мостики взаимопонимания и любви с самыми близкими людьми. Появляется возможность вновь с верой и любовью идти к ребенку.

 


Психологический центр доверие Вконтакте Психологический центр доверие Одноклассники Психологический центр доверие FaceBook